Сектозащитники

Лого

Другов Д. Топором по вишневому саду // Русский предприниматель, 15.05.2002. - №3-4.

(…)

ИГРА С ДВУХ РУК

Впрочем, не все разделяют «нетрадиционный» пафос «команды Киселева». В концепции другого претендента на частоту -- «Авторского телевидения», например, сказано: «Мы не хотим работать на низменные чувства, возбуждать агрессивность, смаковать пошлость и жестокость. Мы будем культивировать ум, порядочность, честность, доброту, которые являются основой традиционного для России менталитета». Слово «традиция», как и слово «консерватизм» вообще очень популярны.

Почему же, однако, эти консервативные увлечения так мало продуктивны? Почему Евгений Киселев и подобные ему оказываются в известном смысле правы, когда говорят, что оппоненты не предлагают реальной альтернативы их проектам? Думается, не в последнюю очередь отсутствие творческой продуктивности объясняется дефицитом искренности и веры у тех, кто выдвигает на сцену «консервативный проект». Ведь что происходит? Общество постепенно осознает, что дальше «рубить топором по вишневому саду» нельзя. Сад и так уже почти вырублен. Поэтому возникает определенный спрос на традиционные ценности. Торговцы идеологией очень чутко чувствуют этот спрос и предлагают на рынок соответствующую продукцию.

Показателен в этом смысле интерес ряда видных представителей «экспертного сообщества» к Церкви. Именно позитивное отношение к традиционной религии является одним из столпов настоящего консерватизма. Совсем не случайно многие «политтехнологи» и «методологи» в последнее время отметились выступлениями по религиозной проблематике. Но что происходит на деле? Те же «политтехнологи» и «методологи» собирают Гражданский форум. Но на этот форум вовсе не приглашают представителей Православной Церкви и других традиционных конфессий. А принятые решения по всем практическим вопросам (в частности об участии религиозных организаций в образовании) оказываются прямо антицерковными. Едва ли это говорит об искренности отношения «экспертного пула» к религии. Разумеется, опытные специалисты по манипуляции общественным сознанием понимают, что доверие к Православию составляет мощный пиаровский ресурс. Общество в целом склонно доверять Церкви, как и другим традиционным институтам, например армии. Поэтому, как говорит крупнейший «методолог» и политический консультант по PR Петр Щедровицкий, «уцелевшее доверие к другим институтам, там, где оно сохранилось, должно быть сконцентрировано и передано» его клиентам. В этом контексте понятно, почему г-н Щедровицкий и его коллеги «политтехнологи» проявляют с недавних пор такое внимание к церковным делам: проводят огромное количество всяких акций и семинаров, пишут статьи и доклады, стараясь продемонстрировать свою осведомленность в этом вопросе.

Всего несколько лет назад «пиарщики» круга Петра Щедровицкого (упомянем хотя бы Ефима Островского) активно проталкивали «русскую» тему. Проводились шумные акции под лозунгами «Будь русским -- покупай русское» и «Будь русским -- говори по-русски». Тогда появилось множество рекламных роликов и плакатов, эксплуатирующих патриотические чувства. Классическим примером можно считать известную рекламу сигарет «Ява Золотая», построенную на империалистической и националистической теме «ответного удара». При этом самым замечательным было то, что сигареты «Ява Золотая» - продукция западной табачной компании British-American Tobacco.

Любопытно, что «консервативный» (или псевдоконсервативный) проект уже несколько лет подряд разрабатывают так называемые правые. Политики круга Чубайса и Немцова, двигающие «русскую» тему, для создания собственного «консервативного» имиджа в последнее время пытаются активно использовать религиозные и монархические мотивы. Интересно, что фактически те же люди одновременно обеспечивают политическое прикрытие информационных проектов «с нетрадиционным для России менталитетом» - бывших телеканалов ТВ-6, НТВ и радиостанции «Эхо Москвы». Игра идет как бы с двух рук: левая рука играет за «белых», правая - за «черных».

(…)

 

Hosted by uCoz