Другов Д. Топором по вишневому саду // Русский предприниматель, 15.05.2002. - №3-4.
(…)
ИГРА С
ДВУХ РУК
Впрочем,
не все разделяют «нетрадиционный» пафос «команды Киселева». В концепции другого
претендента на частоту -- «Авторского телевидения», например, сказано: «Мы не
хотим работать на низменные чувства, возбуждать агрессивность, смаковать
пошлость и жестокость. Мы будем культивировать ум, порядочность, честность,
доброту, которые являются основой традиционного для России менталитета».
Слово «традиция», как и слово «консерватизм» вообще очень популярны.
Почему
же, однако, эти консервативные увлечения так мало продуктивны? Почему Евгений
Киселев и подобные ему оказываются в известном смысле правы, когда говорят, что
оппоненты не предлагают реальной альтернативы их проектам? Думается, не в
последнюю очередь отсутствие творческой продуктивности объясняется дефицитом
искренности и веры у тех, кто выдвигает на сцену «консервативный проект». Ведь
что происходит? Общество постепенно осознает, что дальше «рубить топором по
вишневому саду» нельзя. Сад и так уже почти вырублен. Поэтому возникает
определенный спрос на традиционные ценности. Торговцы идеологией очень чутко
чувствуют этот спрос и предлагают на рынок соответствующую продукцию.
Показателен
в этом смысле интерес ряда видных представителей «экспертного сообщества» к
Церкви. Именно позитивное отношение к традиционной религии является одним из
столпов настоящего консерватизма. Совсем не случайно многие «политтехнологи» и
«методологи» в последнее время отметились выступлениями по религиозной
проблематике. Но что происходит на деле? Те же «политтехнологи» и «методологи»
собирают Гражданский форум. Но на этот форум вовсе не приглашают представителей
Православной Церкви и других традиционных конфессий. А принятые решения по всем
практическим вопросам (в частности об участии религиозных организаций в
образовании) оказываются прямо антицерковными. Едва ли это говорит об
искренности отношения «экспертного пула» к религии. Разумеется, опытные
специалисты по манипуляции общественным сознанием понимают, что доверие к
Православию составляет мощный пиаровский ресурс. Общество в целом склонно
доверять Церкви, как и другим традиционным институтам, например армии. Поэтому,
как говорит крупнейший «методолог» и политический консультант по PR Петр
Щедровицкий, «уцелевшее доверие к другим институтам, там, где оно сохранилось,
должно быть сконцентрировано и передано» его клиентам. В этом контексте
понятно, почему г-н Щедровицкий и его коллеги «политтехнологи» проявляют с
недавних пор такое внимание к церковным делам: проводят огромное количество
всяких акций и семинаров, пишут статьи и доклады, стараясь продемонстрировать
свою осведомленность в этом вопросе.
Всего
несколько лет назад «пиарщики» круга Петра Щедровицкого (упомянем хотя бы Ефима
Островского) активно проталкивали «русскую» тему. Проводились шумные акции под
лозунгами «Будь русским -- покупай русское» и «Будь русским -- говори
по-русски». Тогда появилось множество рекламных роликов и плакатов,
эксплуатирующих патриотические чувства. Классическим примером можно считать
известную рекламу сигарет «Ява Золотая», построенную на империалистической и
националистической теме «ответного удара». При этом самым замечательным было
то, что сигареты «Ява Золотая» - продукция западной табачной компании
British-American Tobacco.
Любопытно,
что «консервативный» (или псевдоконсервативный) проект уже несколько лет подряд
разрабатывают так называемые правые. Политики круга Чубайса и Немцова,
двигающие «русскую» тему, для создания собственного «консервативного» имиджа в
последнее время пытаются активно использовать религиозные и монархические
мотивы. Интересно, что фактически те же люди одновременно обеспечивают
политическое прикрытие информационных проектов «с нетрадиционным для России
менталитетом» - бывших телеканалов ТВ-6, НТВ и радиостанции «Эхо Москвы». Игра
идет как бы с двух рук: левая рука играет за «белых», правая - за «черных».
(…)