Сектозащитники
Лого

Отзыв на Проект “Концептуальные основы государственно-церковных отношений в Российской Федерации”, разработанный на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

(часть 1 отзыва)

Развитие и совершенствование правового обеспечения государственно-церковных (точнее – государственно-религиозных) отношений в России в настоящее время является актуальным направлением как научных исследований, так и усилий общественности, обеспокоенной нарастанием негативных социальных тенденций в стране.

В этом отношении Проект “КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”, разработанный группой сотрудников кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации представляет несомненную актуальность.

В новых социальных условиях такая Концепция должна дать аргументированные, научно обоснованные ответы на главные проблемы в этих отношениях, на основе научного социального прогнозирования процессов в обществе заложить методологию политики государства в этой области на ближайшую и долгосрочную перспективу.

В преамбуле Проекта указано: “Концепция государственно-церковных отношений в Российской Федерации представляет собой целостную систему идей о цели, принципах, основных направлениях и механизмах обеспечения свободы совести и вероисповеданий в Российской Федерации”.

С позиции этих требований был проведен анализ данного документа.

Общие замечания.

Проект представляет собой объемный документ (почти 3 печатных листа), слишком большой для концептуального текста, даже по столь важному вопросу государственной политики. Такая величина для концепции – обосновании и изложении основных идей и подходов решения конкретной проблемы, явно избыточна, что подтверждает более конкретный анализ текста.

Проект состоит из семи основных разделов. Часть этих разделов могла быть без ущерба для содержания Проекта существенно сокращена. Например, разделы III. “Исторический опыт вероисповедной политики Российского государства и его уроки” и раздел IV. “Современные процессы в религиозной сфере жизни российского общества” можно было объединить, исключив из текста перечень общеизвестных фактов. Раздел II. “Основные понятия, используемые в Концепции” логичнее было предпослать основному тексту, поскольку уже в разделе I. “Цель, задачи, принципы и методы осуществления политики Российского государства в сфере свободы совести и вероисповеданий” выявляются проблемы с использованием авторами тех или иных понятий и терминов. Рассмотрим подразделы основного по содержанию раздела V. “Основные области взаимоотношений государства с религиозными объединениями и их правовое регулирование”. Они выстроены без ясной логики и единообразия в названиях.

V.1. - “Общие гражданско-правовые отношения” - следовало бы уточнить, кого с кем – органов государственной власти с религиозными организациями, группами или всех субъектов права в обществе в связи с темой Проекта.

V. 2. - “Благотворительная деятельность и социальное обслуживание” – лучше использовать термин “социальное служение”, который шире по содержанию и не сводится к “социальному обслуживанию” (помощь пенсионерам, сиротам и т.п.); религиозные объединения в этом отношении занимаются социальным служением, а не только социальным обслуживанием. Логичнее было бы назвать этот подраздел “Отношения государства и религиозных объединений в сфере социального служения и благотворительности”.

V.3 - “Взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации и религиозных организаций” – почему не правовое регулирование этих взаимоотношений? Если Проект посвящен регулированию и развитию отношений государства в этой области, а не взаимодействию Вооруженных сил с религиозными организациями, следовало бы упомянуть “государство” в этом названии, например: “Регулирование и развитие государственно-религиозных отношений в области взаимодействия религиозных организаций и Вооруженных Сил Российской Федерации”.

V.4. - “Сфера образования и культуры”

V.5 - “Средства массовой информации”.

Последние подразделы, подобно подразделу V.2., названы по наименованиям сфер общественной жизни, что не согласуется с названием подраздела V.3: “Взаимодействие…”.

Раздел VII “Ожидаемые результаты внедрения Концепции” также излишен, поскольку все ожидаемые результаты внедрения Концепции должны быть обозначены и видимы в ее целях и задачах, которые она должна решать. А эти цели и задачи политики Российского государства в сфере развития и совершенствования государственно-религиозных отношений должны быть изложены в начале Концепции (Раздел I).

При самом общем просмотре документа сразу бросается в глаза включение в текст Концепции большого количества материалов исторического, иллюстративного характера, фрагментов действующего законодательства, излишних в концептуальном документе, должном кратко и четко представить идеи разработчиков по конкретному вопросу. Такие материалы мешают восприятию основных методологических и теоретических позиций документа, затемняют понимание предлагаемых ими решений. Это можно объяснить “коллективным” происхождением Проекта. Документ готовился на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и, вероятно, являлся плановой работой группы сотрудников кафедры, которые в научных учреждениях часто готовятся путем “склейки” разделов, которые писали отдельные сотрудники. В результате текст Концепции получился рыхлый, недостаточно отточенный в отношении стилистики и фразеологии, корректного употребления основных терминов и понятий, внутренней логики. В основных разделах Концепции (разделы V, VI, VII) при изложении ее отдельных положений, как правило, дается описание ситуации, констатируется современная ситуация и ставятся проблемы, но не предлагается, как их надо решать (в чем и состоит главная функция Концепции). Как правило, все сводится к обтекаемым и бессодержательным формулировками и пожеланиям.

Кафедра религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации является ведущим научным учреждением в своей области. Она известна общественности хорошим качеством многих научных разработок, публикаций ее сотрудников. Однако, содержание столь важного и значимого для всего нашего общества документа как Проект “КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”, похоже, готовилось в спешке и в его подготовке основное участие принимали сотрудники кафедры, не освободившиеся от идеологических стереотипов вульгарного атеизма. Это просматривается не только в структуре и содержании основных положений Концепции, но и в наличии ряда оценочных высказываний негативного характера о религии в целом и религиозных конфессиях в Российской Федерации в частности, абсолютно неуместных в таком документе.

Замечания по разделам Проекта.

Содержание данного раздела состоит из фрагментов Проекта от преамбулы до последнего раздела (выделенных другим шрифтом) с комментариями к ним авторов отзыва.

“Концепция служит основой для:

формирования государственной политики в сфере свободы совести и отношений с религиозными объединениями;

подготовки предложений, направленных на совершенствование правового, структурно-организационного и кадрового обеспечения вероисповедной политики государства;

разработки целевых программ сотрудничества государственных институтов и религиозных объединений в различных сферах жизни общества”.

В этом перечне не указано самое важное: правовое регулирование взаимоотношений государственных органов и религиозных объединений как субъектов права. Такое упущение можно объяснить старым пережитком – тенденцией рассматривать государственно-религиозные отношения как область исключительно воздействий государства на религиозные объединения, регулирования этого воздействия в том или ином направлении, “формирования государственной политики”. В правовом демократическом, гражданском обществе государство в лице своих органов и религиозные объединения выступают, прежде всего, как равноправные перед законом субъекты правоотношений. И именно эти правоотношения должны анализироваться и совершенствоваться в первую очередь.

В определенной связи с этим замечанием стоит употребление в данном фрагменте термина “вероисповедная политика”, который широко используется во всем тексте Проекта. Этот термин несет императивную смысловую нагрузку, подразумевает жесткое регулирование параметров религиозной ситуации в обществе со стороны государства. Нормам гражданского общества в большей степени соответствует употребление другой формулы - “обеспечение свободы вероисповедания”, подчеркивающей невмешательство государства в определение гражданами своего отношения к религии.

1). “Цель, задачи, принципы и методы осуществления политики Российского государства в сфере свободы совести и вероисповеданий”.

Здесь и далее в тексте Проекта авторы также широко используют выражения: “свобода совести и свобода вероисповеданий” или “свобода совести и вероисповеданий”.

Грамотнее говорить не о “свободе вероисповеданий” (свободе религий!?), а о свободе вероисповедания граждан как одной из основных норм гражданского общества, как конкретном конституционном праве человека. Именно такая формула применяется в действующем законодательстве.

Например, в Федеральном законе “О свободе совести и о религиозных объединениях”:

“Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания, религиозных объединениях.

Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации”.

Таким образом, одно из основных понятий Проекта: “свобода совести и свобода вероисповеданий” не только не согласуется с действующим законодательством о религии, но и просто бессодержательно (см. ниже о характеристике основных понятий Проекта).

Обеспечение свободы совести и вероисповеданий представляет собой важную сторону внутренней и внешней политики Российского государства …осуществляется …с учетом мировоззренческого и конфессионального многообразия общества, реальной степени его секуляризации”.

В данном фрагменте декларативно указание на внешнюю политику Российского государства как “поле” его усилий. Оставляя в стороне вопрос о наличии такой политики в принципе, ее выраженности и оформленности в законодательстве и правовых документах, а также ее действительной, практической реализации органами государственной власти Российской Федерации, укажем только на то, что нигде в содержании Проекта об этой политике не сказано ни слова (обеспечение свободы вероисповедания для наших соотечественников в странах СНГ, странах Прибалтики и дальнем зарубежье, иные шаги в этой области в отношениях с зарубежными государствами и т.п.). И далее в цитате говорится только о нашем обществе.

Упоминание в цитате “реальной степени его секуляризации” (российского общества) должно быть компенсировано упоминанием и реальной степени его религиозности – относительной доли и качественных, конфессиональных характеристик. Вообще же, фраза о “реальной степени секуляризации” здесь вообще излишняя.

Как это будет показано в дальнейшем, в этом моменте проявляется принципиальная позиция авторов Проекта, отказывающихся в планировании внутренней и внешней политики Российского государства принимать во внимание реальные параметры религиозности населения России (а не только степень его секуляризации), в частности, конфессиональный состав верующих граждан, а также отношение к той или иной религии и религиозной организации граждан, не определившихся конфессионально.

“Определяющей целью этой политики является консолидация и стабильность российского общества, его духовное возрождение”.

Духовное возрождение общества и консолидация и стабильность – это не одно и то же. Меры по достижению одной цели могут вступать в противоречие с мерами по достижению другой. Концепция, в частности, должна дать ответ и на то, какая из этих целей является приоритетной. Здесь же эти цели даны через запятую, как синонимы. Таким образом, цель государственной политики в области государственно-религиозных отношений в тексте Проекта четко не определена. Выше, в названии и тексте первого раздела указано “цель” в единственном числе: “Цель, задачи, принципы и методы..”; “Концепция государственно-церковных отношений в Российской Федерации представляет собой целостную систему идей о цели..” - также “о цели” в единственном числе.

Одно это делает все дальнейшее изложение Проекта беспредметным, бесцельным.

 

“1. Достижение данной цели обеспечивается решением комплекса задач, в том числе:

Следовало бы уточнить – достижения взаимопонимания в области единых интересов, целей и задач, как граждан России. В противном случае задача “достижения взаимопонимания между различными мировоззренческими и религиозными группами” может трактоваться как стремление государства ради достижения “согласия в обществе” ликвидировать эти мировоззренческие различия, стереть их (как ранее “стирали” различия между народами ради “советского общества” и т.п.). Тем самым, текст первой задачи противоречит содержанию второй задачи в части “сохранения самобытности культурно-национальных традиций народов России”.

Далее в Проекте перечисляются принципы государственной политики “в сфере свободы совести и вероисповеданий”, хорошо всем известные из действующего законодательства (с неправильной, опять, формой “свободы вероисповеданий”).

В этом, вводном, теоретическом разделе Концепции, содержатся и другие логические сбои, внутренние противоречия.

В подразделе 1.4 Методы осуществления политики государства в сфере свободы совести и вероисповеданий” опять говорится об императивной “вероисповедной политике” государства. В одном из его абзацев написано:

“последовательное проведение в жизнь Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права…”.

Правильно сказать не “общепризнанных”, а признанных Российским государством.

В следующем абзаце указано уже правильно:

“…устранение внутренних противоречий в федеральном законодательстве, его согласование с международными нормами, признанными Российской Федерацией”.

Таким образом, в двух соседних абзацах по одному и тому же вопросу употребляются различные, по существу, формулировки – либо неряшливость текста, либо непонимание юридических особенностей и практики применения норм международного права в правовом пространстве Российской Федерации.

Здесь же в числе этих методов выделены:

“…устранение противоречий между федеральными законодательными актами и нормативными актами субъектов Федерации, учитывая при этом национально-государственные и этнокультурные особенности народов страны”.

Каким образом можно устранить противоречия между федеральными законодательными актами и нормативными актами субъектов Федерации без ликвидации асимметричного государственного устройства, без устранения неравноправия субъектов Российской Федерации – не известно. Об этом ничего содержательного не говорится в Проекте и ниже. Упоминание, наряду с этнокультурными особенностями, необходимости учета национально-государственных особенностей народов (даже не регионов, а народов!) ставит позицию авторов Проекта в противоречие с усилиями центральной государственной власти, прежде всего Президента Российской Федерации, укрепить властную вертикаль, ликвидировать условиях, порождающие постоянные нарушения равноправия граждан Российской Федерации по признаку этнической и конфессиональной принадлежности в так называемых “национальных республиках”. Признание права отдельных “народов страны” на свои национальные государства внутри Российского государства от лица части сотрудников Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации само по себе весьма показательно, позволяет оценить возможности этого учреждения в деле реализации политической линии Президента и кадрового обеспечения такой политики.

“…создание эффективного механизма для проведения единой государственной вероисповедной политики на всех уровнях власти, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о свободе совести и вероисповеданий;

профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных служащих, осуществляющих реализацию вероисповедной политики;

поддержка научных исследований, обеспечивающих теоретическую основу вероисповедной политики государства”.

Все эти “методы” также несут отпечаток “тоски” разработчиков Проекта по императивной и директивной политике государства в области регулирования религиозной ситуации в обществе и роли философского религиоведения как обеспечивающего “теоретическую основу вероисповедной политики государства”. Если учесть, что философское религиоведение представляет собой спектр самых разных оценочных суждений о религии с позиций различных философских мировоззренческих систем и идеологий (в том числе коммунистической идеологии), то этот “метод” означает, о сути, завуалированное предложение “чего изволите” к государству от лица разработчиков Проекта.

“контакты с религиозными объединениями, предоставление им возможности участвовать в рассмотрении органами власти вопросов, затрагивающих их интересы”;

…выбор форм и сфер сотрудничества государства с конфессиями, религиозными организациями;

… координация усилий различных звеньев государственной системы, гражданского общества, религиозных организаций для поддержания конструктивных отношений, укрепления взаимопонимания между последователями различных вероисповеданий”.

Эти формулировки либо банальны, самоочевидны, либо неопределенны, декларативны. Возможность религиозных конфессий участвовать в рассмотрении органами власти вопросов, затрагивающих их интересы очевидна для демократического общества и не составляет прерогативы государства, не нуждается в выделении в качестве особого метода осуществления политики государства в сфере обеспечения свободы вероисповедания.

Последний “метод”: “координация усилий различных звеньев государственной системы…” – характерный пример пустой, ни к чему не обязывающей и ничего по существу не предлагающей декларации в тексте Концепции.

2). “ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ”.

Свобода совести – основополагающее неотъемлемое право человека на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за собой ограничения в других гражданских правах и свободах или их утрату. Свобода совести включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними, не ущемляя свободы и личного достоинства других”.

Использование авторами Проекта в качестве основного понятия “свобода совести”, в том время как вполне достаточным и более правильным является термин “свобода вероисповедания” также является признаком их “глухоты” к традиционным моральным и мировоззренческим ценностям российского общества. Исторически понятие “свободы совести” возникло как политико-идеологическое, связанное с идеологией воинствующего атеизма и не имеет укорененности в понятийно-смысловом пространстве ни русского языка, ни других языков народов России.

В современном российском обществе наверняка есть граждане, которые не являются религиозными, но, в то же время, не считают свою совесть “свободной”. Напротив, считают совесть некоторым внутренним регулятором, задающим необходимые, императивные характеристики для поведения, отношения человека к тем или иным явлениям действительности. Таких граждан, скорее всего, большинство. Почему же эти граждане, а также религиозные люди, которые само собой не считают, что их совесть может быть свободной – т.е. подавляющее большинство общества принуждается к “свободе совести”, фактически – “свободе от совести”? К релятивистскому пониманию совести, принципиальному иному, нежели принятое в духовно-нравственных традициях народов России.

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля:

“СОВЕСТЬ ж. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла… чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития… От человека утаишь, от совести (от Бога) не утаишь. Совесть мучит, снедает, томит или убивает. Угрызение совести… Мы на совесть сделались, полагаясь на нее взаимно… Это у меня лежит на совести, сознаю себя должником, обязанным исполнить что. Надобно же и совесть знать, на все есть мера… У него совесть мешок: что хо'шь положи. Добрая совесть - глаз Божий (глас Божий)… Богатый совести не купит, а свою погубляет. В ком стыд, в том и совесть (и страх)… Глаза - мера, душа - вера, совесть - порука… Совестное дело, подлежащее суду совести, а не гражданскому закону. Совестный суд, учреждение, где известный разряд спорных дел разбирается по совести судей…”.

Здесь понятие “совести” во всех своих раскрываемых аспектах указывает на императивное понимание совести в нашей традиционной культуре. Это выражается в словах “невольная любовь…”, “прирожденная правда…”. Совесть рассматривается как нечто, составляющее в своей определенности сущность нравственной природы человека - “нравственное чутье в человеке… побуждающее к истине и добру”. Ее частичное отсутствие или недостаток (“свобода”) рассматривается как порок, соотносится с моральной и человеческой ущербностью индивида – “Надобно же и совесть знать… У него совесть мешок: что хо'шь положи… Богатый совести не купит, а свою погубляет”. Определенно размежевывается “суд совести” и “гражданский закон” – совесть ни в каком виде и понимании не может быть содержанием гражданско-правового регулирования. “Совестный суд” – специальное учреждение, действующее вне рамок юридического права.

Фактически то же в Советском энциклопедическом словаре:

“СОВЕСТЬ, понятие морального сознания; внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков”. Императивный характер понятия “совесть” также четко выражен в словах “самоконтроль”, “формулировать”, “обязанность”, “требования”.

Т.е. понимание слова “совесть” и, соответственно, восприятие словосочетания “свобода совести” не отличается в зависимости от эпохи или даже идеологии государственного режима в нашей стране. Это говорит, что понимание слова “совесть” именно как внутреннего духовного императива является в нашей национальной культуре базовым, включенным во все сферы общественной жизни (образование, искусство, социальные отношения и т.д.).

Правильнее было бы говорить о свободе воли человека. С этим согласились бы все. Напротив, “свобода совести” изначально – термин атеистов, воинствующих безбожников и по своему звучанию и смыслу в русском языке он ассоциируется с аморальностью, безнравственностью, бессовестностью. “Не слышать” этого может только вульгарный атеист.

“Светское государство – конфессионально нейтральное государство, принципиально не приемлющее никакую из религий в качестве официальной идеологии, обеспечивающее гражданам возможность свободного мировоззренческого выбора”.

Как известно, в мире существуют различные модели светского государства (государства, где органы государственной власти и организационные структуры религиозных конфессий разделены) – во Франции, Германии, Италии, Дании, Норвегии или Израиле - везде реализована модель светского государства. Разработчики Проекта делают вид, что ничего об этом не знают (сотрудники кафедры религиоведения не могут об этом не знать) и настойчиво используют термин “светское государство” лишь в одном, частном его понимании как вообще внерелигиозное, “равноудаленное от всех религий”. Подобная модель реализуется, например, во Франции (и сегодня от нее французские законодатели постепенно отказываются). Но в подавляющем большинстве других, светских государств Европы и мира реализуются другие модели светского государства – от официального выделения особо покровительствуемых государством традиционных в конкретном обществе религий, до наделения религии большинства нации статусом государственной религии (Норвегия, Израиль и др.). И во всех этих демократических государствах граждане обладают ничем не стесненной свободой мировоззренческого выбора. Авторы же Проекта нелогично и в полном противоречии с реальной политической действительностью увязывают возможность обеспечения свободного мировоззренческого выбора граждан исключительно с конфессионально “равноудаленным”, нейтральным государством, принципиально не приемлющим никакую из религий в качестве официальной идеологии. Очевидная подтасовка. Тем более, что реальная динамика социальной ситуации в нашей стране настойчиво ставит на повестку дня вопрос о необходимости законодательного оформления особой роли и значения в нашем обществе Русской православной церкви и других организаций традиционных религий народов России (что отражено, в частности в преамбуле Федерального закона “О свободе совести и о религиозных объединениях). И этой необходимостью, в частности, обусловлено само появление подобных Концепций.

Разработчики данного Проекта делают шаг назад в этом отношении. Они не только повторяют морально и фактически устаревшее понимание светскости государства как абсолютного его отделения от религии, но и проводят “мировоззренческую сегрегацию”. Официальной идеологией светского государства, в их понимании, не может быть только и исключительно религиозная идеология, религия. А нерелигиозное мировоззрение или даже антирелигиозное (атеизм) – вполне могут. Как же в таком случае будет обеспечена “возможность свободного мировоззренческого выбора” или “мировоззренческий плюрализм в обществе”? В связи с таким пониманием основных понятий Концепции, полностью обесценивается упоминание в Проекте традиционных религий и необходимости их особого статуса во взаимоотношениях с государством (см. ниже).

“Отделение религиозных объединений от государства – основополагающая норма светского государства, одна из важнейших гарантий свободы совести. Эта норма означает, что:

Опять в качестве мировоззренческих объединений отделаются от государства только религиозные объединения. Таким образом, утверждается, что другие мировоззренческие объединения, в частности атеистические, вполне могут осуществлять выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; участвовать в деятельности политических партий и политических движений, оказывать им материальную и иную помощь. Фактически, это пропаганда грубейших нарушений неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина. Конкретно - нарушения прав человека и гражданина в зависимости от его отношения к религии (граждане, религиозно определившиеся, в гражданско-правовом отношении репрессируются, а нерелигиозные люди и атеисты приобретают особые права). Авторы Проекта обосновывают разделение и сегрегацию российского общества на “чистых” (идеология которых может включаться в официальную идеологию государства) и “нечистых” (идеология которых не может включаться в официальную идеологию государства).

Заметим, что фраза “в качестве официальной идеологии” позволяет считать, что авторы Проекта не разделяют идею о том, что Российское государство должно развиваться вне какой-либо идеологии вообще (быть деидеологизированным). Это, само по себе, показательно, поскольку тезис о полной деидеологизации государства является утопическим, абстрактным, но часто используется для дискредитации любого взаимодействия с государством именно религий, религиозных организаций. Итак, опять “обида” авторов Проекта на историю, которая отодвинула атеизм с места официальной идеологии государства в России и стремление повернуть историю вспять.

“Вероисповедная политика государства. Термин вероисповедание употребляется в трех смыслах: 1) догматически закрепленная система верований и культовых действий, что равнозначно понятиям "религия", "конфессия"; 2) принадлежность к какой-либо религии, церкви, деноминации; 3) религиозное объединение, имеющее собственное вероучение, культ, организационную структуру. Вероисповедная политика – часть политики государства в сфере свободы совести и вероисповеданий. В основе вероисповедной политики находятся те же ценности и цели, реализации которых подчинена политика государства в целом”.

Обоснование употребления данного термина в Концепции не убедительно. Во всех трех смыслах, о которых говорят авторы Проекта слово “вероисповедание” относится к внутренним аспектам религиозности (система верований, принадлежность человека к религии, иное название религиозного объединения). Поэтому словосочетание “вероисповедная политика государства” ассоциируется с каким-то вмешательством государства, соответственно, в систему верований, принадлежность человека к религии или организационную структуру религиозного объединения. Термин просто неудачный, характерный, скорее для теократических систем правления и непригодный для нашей социальной ситуации.

“Объектом вероисповедной политики государства является не вся религиозная жизнь, а лишь те ее стороны, которые связаны с теми или иными аспектами политики самого государства”.

Как говориться, слава Богу, что не “вся религиозная жизнь”. Но далее авторы Проекта пишут что-то совсем невразумительное: “а лишь те ее стороны, которые связаны с теми или иными аспектами политики самого государства”.

Но политика государства имеет разные аспекты. Сегодня одни, а завтра другие. В таком определении авторы постулируют право государства вмешиваться своей “вероисповедной политикой” куда угодно, куда поведут государство интересы его политики в том или ином аспекте. Понимают ли авторы, что они здесь написали? Читали ли они Конституцию Российской Федерации?

“Вероисповедная политика государства обусловлена конфессиональной структурой религиозной части его населения, типом действующих на территории государства религиозных объединений (национальные или мировые религии), исторически сложившимися традициями во взаимоотношениях государства и религиозных объединений, глубиной процесса секуляризации в стране”.

Здесь перепутаны понятия государства и общества, страны. “Конфессиональная структура религиозной части его населения” в отношении государства как совокупности органов государственной власти и управления – абсурд.

Опять говорится про “глубину процесса секуляризации в стране”, что отражает атеистические мировоззренческие предпочтения авторов Проекта.

Выше было сказано об “объекте вероисповедной политики”, и лишь потом дается ее определение – очевидное нарушение логики изложения.

Под вероисповедной политикой Российского государства в настоящей Концепции понимается система действий государства, включающая целеполагание, правовое обоснование, комплекс организационно-практических мер по обеспечению свободы совести и вероисповедания граждан ("каждого"), созданию необходимых условий для удовлетворения их религиозных потребностей, регулированию деятельности религиозных объединений в качестве субъектов публичного права в той части, которая выходит за рамки канонического устройства и культовой практики и в силу этого становится общественной деятельностью, осуществлению сотрудничества с ними в решении социально и государственно значимых проблем, достижению межрелигиозного и межконфессионального мира и согласия”.

Содержание этого определения находится в противоречии с предыдущим изложением, в частности с определением объекта вероисповедной политики государства.

“Терминологически отношения государства и религиозных объединений сегодня выражаются по-разному. Чаще всего употребляется понятие – государственно-церковные отношения. Однако оно недостаточно корректно применительно к объединениям мусульман, буддистов, иудаистов, последователей других религий, у которых нет понятия "церковь". Для них предпочтительнее термин государственно-конфессиональные отношения. Наиболее же приемлемо понятие отношения государства и религиозных объединений, поскольку оно не противоречит ничьим каноническим установлениям”.

Характерный пример внутренней логической и терминологической противоречивости текста Проекта, даже его неряшливости в этом отношении. Если здесь совершенно справедливо доказывается, что наиболее общим, а потому и предпочтительным в современных условиях является термин “государственно-конфессиональные отношения”, “отношения государства и религиозных объединений” или, что короче и точнее – “государственно-религиозные отношения”, то почему же в тексте Проекта постоянно используется термин “государственно-церковные отношения”? Более того, сам Проект назван “КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”?

Проект назван и заявлен общественности именно под таким названием, а по ходу его чтения вначале оказывается, что понятие “государственно-церковные отношения” “недостаточно корректно”. Затем, учитывая пожелания “мусульман, буддистов, иудаистов, последователей других религий, у которых нет понятия "церковь"” предпочтительным называется термин государственно-конфессиональные отношения”. Еще позже “наиболее приемлемым понятием” оказываетсяотношения государства и религиозных объединений”. И это не в простой научной статье или аналитической справке, а в Концепции!? Похоже, авторы вначале назвали свой Проект, а потом сели его писать. И пока писали и размышляли, забыли о названии.

В цитате говорится, что термин “государственно-церковные отношения” чаще употребляется? Ничего подобного, просто он должен правильно употребляться. Этот термин традиционно относится к взаимоотношениям в России Российского государства и Православной Церкви. А более широкий аспект отношений Российского государства к религиям и религиозным объединениям вообще выражает термин “государственно-религиозные отношения”. Выделение отношений Российского государства и Православной Церкви особо является вполне закономерным и обусловлено отечественной историей, культурообразующей ролью православного христианства в России и тем, что его исповедует абсолютное большинство верующих. В связи с этим и сложилось такое словоупотребление. Кстати, даже в советский период оно имело юридические основания, поскольку сами авторы ниже по тексту упоминают о том, что “В СССР потребности государственной вероисповедной политики привели к созданию Совета по делам Русской православной церкви (1943 г.) и Совета по делам религиозных культов (1944 г.), которые в 1965 г. были объединены в Совет по делам религий”. Содержание этого исторического обзора, вообще-то излишнего в Концепции, как об этом уже было сказано выше, не помогло авторам Проекта разобраться в этих терминах. Выбрать тот, который нужен, и использовать только его.

“Сотрудничество органов, учреждений и организаций государства и религиозных объединений может осуществляться в формах: диалога, совместных мероприятий, предусмотренных соответствующими соглашениями и договорами”.

Пример ненужной, наукообразной детализации взаимоотношений государства и религиозных объединений. Перечень форм сотрудничества очевидно неполный – кроме диалога и совместных мероприятий возможны и иные формы сотрудничества.

3). “ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВЕРОИСПОВЕДНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО УРОКИ”.

Уже было сказано о том, что этот исторический экскурс только перегружает текст Концепции. Кроме того, он выявляет мировоззренческие ориентации авторов Проекта. В самом названии раздела включена фраза о каких-то “уроках”, которые выведут из этого обзора авторы. Но с позиций какой идеологии будут извлекаться эти уроки? Очевидно, что православный монархист, коммунист-атеист или мусульманин-радикал извлекут совершенно разные уроки. Изменялось наше общество, изменялась и политика государства. То, что было актуальным в один исторический период, становилось не актуальным в другой. Каких-то абстрактных “уроков” тут не извлечешь. Так получается, что этот обширный исторический экскурс (к нему в значительной степени примыкает содержание и следующего раздела Проекта) оказывается полезным для рецензента в целях выявления мировоззренческих ориентаций авторов, но для читателя, элементарно представляющего себе историю Отечества – наверно, все же, на этот контингент читателей рассчитывали авторы Проекта – совершенно излишним.

“Православная церковь, занимавшая исключительное положение в общественно-политической системе Российского государства, служившая идеологической опорой его внутренней и внешней политики”.

Дежурные фразы из курса научного атеизма. К тому же, с точки зрения элементарной логики и неидеологизированного обществоведения, – неграмотные. Логика “вывернута наизнанку”. Общество, в сравнении с государством, первично. Это аксиома любой научной социологии. Поэтому вначале следовало бы сказать, что русское общество, усвоившее христианство со времен Владимира Крестителя (и в этом отношении принявшего выбор государства), исповедовавшее православную христианскую веру (фактически – Российская Православная церковь), постепенно сформировало православное государство (усвоив многое из симфонической модели Ромейской империи). Это самое государство служило опорой ему, русскому православному обществу (фактически – Российской Православной церкви), во всех сферах его, русского церковного общества, жизни. Опорой, защитой, ограждением, вспомоществлением и т.д. И лишь затем, уже в обратной исторически логике, Православная Церковь и русское общество как нечто целое поддерживали Российское государство. И даже восстанавливали его во времена его кризисов. Как, например, в период Смуты 1612 г.

“Наконец, – "непризнанные нетерпимые", к которым относились т.н. изуверные секты (скопцы, хлысты), а также те исповедания, которые в зависимости от конкретных политических обстоятельств квалифицировались как враждебные государству. Все они преследовалась по закону”.

Следовало бы указать, какие такие другие “исповедания”, кроме изуверных сект, квалифицировались в Российской Империи как враждебные государству. Без этого указания такое упоминание не уместно и выражает только “нетерпимое” отношение авторов к Российскому государству в период Империи.

Также в этом ряду авторы Проекта указывают на “непризнание права личности на религиозное самоопределение” в период Российской Империи.

В чем оно выражалось – разве запрещалось человеку изменить конфессиональную принадлежность или свободно исповедовать свою веру? Если осуждалось “совращение православных” в другую веру под внешним давлением (как ныне это происходит, например, на Северном Кавказе или на Западной Украине), ограничивался межрелигиозный прозелитизм, разве это является “непризнанием права личности на религиозное самоопределение”. В Российской Империи законодательство о религии было едва ли не самым гуманным в ту эпоху и уж никак не может сравниться с преступной политикой в отношении верующих и религиозных объединений в советский период.

“Указанные особенности вероисповедной политики самодержавия, с одной стороны, развитие самосознания, экономический и культурный подъем национальных окраин – с другой, вызывали в них к концу XIX в. рост недовольства, заставляли многих переходить от религиозного протеста к политическому”.

Опять идеологические штампы и логические противоречия. Если “особенности вероисповедной политики самодержавия” были столь ужасны, то каким образом происходило “развитие самосознания, экономический и культурный подъем национальных окраин”, в основном иноконфессиональных? Не благодаря, а вопреки “вероисповедной политики самодержавия”? Очевидная идеологическая натяжка.

“…политически активной частью общества, многими представителями инославных и иноверных религиозных организаций настойчиво выдвигались требования отделения церкви от государства и школы от церкви, правового равенства религий, введения гражданской метрикации и т.д.”.

“Политически активной частью общества”, которая выдвигала эти требования, тогда были только революционные партии, состоявшие в существенной части из террористов, не гнушавшихся убийствами невинных людей. Они не только не представляли основные религиозные организации России, но и во многом были враждебны им. Ни христиане других конфессий, ни мусульмане или буддисты (абсолютное большинство населения) не могли выражать и не выражали в этом отношении никакого протеста. Его выражала, по большей части, радикально секуляризированная часть общества. К чему это привело – известно. К миллионам и миллионам жертв этих революционных партий, гражданской войне, массовым убийствам верующих и насильственному разгрому религиозных организаций (и инославных, и иноверных в том числе).

Характерно, что на этом “уроке” все “уроки” авторов Проекта заканчиваются. В изложении развития государственно-религиозных отношений в советский период упоминаются репрессии власти в отношении верующих, но никаких “уроков” из этого авторами Проекта не извлекается.

4). “СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РЕЛИГИОЗНОЙ СФЕРЕ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА”.

“…демократическое решение религиозного вопроса, открывшее россиянам возможность свободного мировоззренческого и вероисповедного самоопределения, распространения своей веры”.

Тяжелое и невразумительное построение фраз, неуместное в концептуальном документе. Если “россиянам”, во множественном числе, тогда правильнее – “своих верований” также во множественном числе, а не “своей веры” в единственном числе.

Еще из той же серии неудобочитаемого:

“…возданием должного их общественным позициям и инициативам”.

“благотворно влиять на те или иные процессы, вызывающие тревогу у населения”.

Имеются в виду социальные процессы или любые другие – процессы болезни…

“В целом по России за этот период уровень религиозности возрос приблизительно с 20% в 80-х гг. до 40–45% в начале 90-х гг. и до 50–60% – в конце десятилетия.

Этот показатель имеет, по крайней мере, три составляющие: во-первых, те, кто в прошлые годы опасался открыто исповедовать свою веру; во-вторых, – люди, обратившиеся к религии лишь в последние годы, среди них много молодежи; в-третьих, те, кто, будучи фактически неверующими…”.

Опять корявость, неотработанность, тяжелое наукообразие текста. Показатель – три его составляющие - люди. Составляющие - люди. Все это не по-русски.

“Динамичный рост уровня религиозности населения привел к тому, что во всех конфессиях произошел наплыв неофитов (новообращенных). Многие из них имеют весьма смутное представление об основах вероучения и канонических нормах той религии, к которой они недавно обратились, но тем не менее проявляют максимализм требований по отношению к единоверцам, нетерпимость к инаковерующим и неверующим, что порой нарушает стабильное развитие религиозной жизни, порождает внутренние конфликты”.

Оценочные суждения, уместные в газетной статье, но совершенно не соответствующие жанру Концепции – юридически точного, терминологически выверенного документа. Можно подумать, что авторы Проекта представляют собой “старых единоверцев”, которые могут оценить степень представления об основах вероучения и канонических нормах религии у неофитов или максимализм их требований к этим “старым единоверцам”. И причем здесь нарушения “стабильного развития религиозной жизни” или “внутренние конфликты” в религиозных объединениях. Какое отношение все это имеет к авторам Проекта и теме Концепции? Самое отдаленное.

“Религиозные организации в настоящий момент не располагают необходимыми материально-финансовыми ресурсами и достаточным количеством высококвалифицированных преподавателей, чтобы развернуть отвечающую сегодняшним потребностям сеть духовных школ. В этих условиях они нередко вынуждены привлекать к богослужебной деятельности людей малоподготовленных или вовсе не имеющих богословской подготовки, что негативно сказывается на авторитете таких священнослужителей в глазах верующих”.

Опять грубые оценочные суждения, совершенно не уместные в документе и не корректные в отношении верующих. Это дело религиозных объединений и верующих. Опять же, об этом еще можно рассуждать в газетной или журнальной публикации. Ко всем этим проблемам авторы Проекта не имеют отношения и с ними, по существу, незнакомы или знакомы понаслышке.

В контексте данной цитаты понятия “богослужебной деятельности” и “богословской подготовки” используются в одном ряду: для богослужебной деятельности нужна богословская подготовка и “малоподготовленные или вовсе не имеющие богословский подготовки”, мол, привлекаются к “богослужебной деятельности. Однако, на самом деле, человек, вовсе не имеющий никакой богословской подготовки, не сможет осуществлять богослужебную деятельность. С другой стороны, человек, имеющий самую высокую богословскую подготовку, может не иметь подготовки в области богослужения и, таким образом, быть не способным к богослужебной деятельности. Все это разные вещи, которые находятся в сложном взаимодействии. Говорить об этом в Концепции, да еще так, как делают это авторы Проекта, бессмысленно и неуместно.

“Практически в течение одного десятилетия существенно изменилась структура конфессионального пространства России. К началу 90-х гг. она была представлена 15–20 традиционными для России конфессиями: христианами (православными, старообрядцами, лютеранами, католиками, евангельскими христианами-баптистами, адвентистами седьмого дня, христианами веры евангельской – пятидесятниками), мусульманами, буддистами, иудеями”.

Ниже по тексту, там, где это надо сделать, авторы не осмеливаются называть традиционные религии по имени. Здесь же, походя, говорят о каких-то 15–20 традиционных для России конфессиях. Откуда взялась эта цифра – не понятно. Так же непонятна методология отнесения к традиционным в России упомянутых десяти конфессий: православных, старообрядцев, лютеран, католиков, евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня, христиан веры евангельской – пятидесятников, мусульман, буддистов, иудеев.

В этом перечне не вызывает сомнений отнесение к традиционным для всей России лишь православных христиан и мусульман. В отношении всех остальных могут быть разные мнения. В преамбуле Закона “О религии и религиозных объединениях” засвидетельствовано уважение не к конфессиям, а к ряду религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России – “…уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России” (христиане вообще – это не название конфессии, христианство – скорее культурологический термин, чем обозначение конфессиональной принадлежности человека). Отдельной позицией в преамбуле данного Закона выделено только отношение Российского государства к православной религии – “признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.

Почему в традиционные для России у авторов Проекта попали религиозные конфессии, никак не упомянутые по имени даже как “уважаемые” - не ясно. Неужели они действительно думают, что, например, религия адвентистов седьмого дня (при всем уважении мировоззренческого выбора последователей этого вероучения) действительно составляют “неотъемлемую часть исторического наследия народов России”? Кроме того, авторы “не заметили”, что составляют Проект не для СССР или Российской империи, а для современной Российской Федерации, на территории которой религиозная ситуация существенно отличается в этом отношении. Например, гораздо меньше оснований говорить здесь о “традиционности” католиков. С другой стороны, к традиционным не отнесена Армянская апостольская церковь, вполне традиционная для многочисленной армянской диаспоры в России. Вероятно, авторы проекта, составляя свой перечень, руководствовались какими-то иными, тайными своими критериями. Но о них в тексте Концепции ничего не говорится – “15-20” и все. Перечислено всего 10. Значит, остальные 5-10 каждый волен додумывать самостоятельно!?

Очень хорошо, что понятие традиционной религии в России, наконец-то, вошло в обиход у авторов данного Проекта и заняло свое место в данном документе. Однако трактовка и раскрытие этого понятия применительно к конкретным, российским условиям, у авторов Проекта сомнительна. Ее можно было бы назвать случайной, но за этими 15-20 проглядывает вполне понятное для атеистов желание представить религиозную ситуацию в нашей стране как “мультирелигиозную”, в которой никакая религиозная конфессия не может быть выделена как ведущая, основная. Это абсолютно не соответствует действительности, но авторов Проекта действительность в этом отношении не устраивает – “тем хуже для действительности”.

Однако каким образом без анализа и выводов из реальной конфессиональной ситуации в России можно строить концепцию государственно-религиозных отношений, остается загадкой. Если из своих идеологических соображений и пристрастий закрывать глаза на реальные факты.

“В настоящее время в стране насчитывается до 60 конфессий, деноминаций, религиозных направлений”.

Абсолютно ненаучное заявление. Откуда взята такая цифра, как она получена? Даже конфессий, организационно оформившихся религий, зарегистрировано гораздо больше. Не говоря уже о религиозных направлениях, количество которых вообще не поддается строгому исчислению.

“В результате конфессиональный плюрализм стал важной отличительной чертой современной религиозной ситуации в России”.

Терминологическая путаница. Не плюрализм, а разнообразие религий. Плюрализм и разнообразие это не синонимы.

“Практически во всех конфессиях, хотя и с разной степенью остроты, наблюдаются противоречия между консерваторами, выступающими за чистоту и неукоснительное соблюдение традиционных норм религиозной жизни, и сторонниками приведения вероучения и культовых предписаний своих религий в соответствие с изменившимися условиями жизни и достижениями современной цивилизации”.

Опять некорректное оценочное суждение с секулярно-атеистических позиций, негативное в отношении сторонниковнеукоснительного соблюдения традиционных норм религиозной жизни” и оскорбляющее религиозные чувства верующих. С чего это взяли авторы Проекта, что изменение условий жизни и рост достижений современной цивилизации должны, обязаны вести к изменению традиционных норм религиозной жизни? Если изменение условий жизни приводит к изменению мировоззрения у многих сторонников атеизма – это одно. Философское мировоззрение по своей природе склонно к изменениям в связи с меняющимися условиями жизни. Религиозное – напротив, склонно к соблюдению традиционных норм религиозной жизни в любых условиях. Этого ли не знают сотрудники кафедры религиоведения? Тогда зачем здесь эти причитания.

“…ослабленностью за годы тоталитарного режима традиционных конфессий…”.

“Ослабленностью” здесь называются государственные преследования, массовые репрессии верующих и священнослужителей, фактически – государственный терроризм, уничтожение властью населения страны.

“Практически не ограниченная законом свобода религиозной деятельности и фактическое самоустранение государства из этой сферы позволили развернуть бесконтрольную деятельность не только тем иностранным проповедникам, которые искренне стремились способствовать религиозному возрождению нашей страны, но также организациям и лицам, имевшим целью дезинтегрировать духовное единство ее народов, привить чуждые им духовные стандарты и ценности, а также преследовавшим не имеющие ничего общего с религией коммерческие, разведывательные и иные цели. Развитие ситуации в 90-х гг. показало, что эти процессы не могут оставаться вне государственного внимания и соответствующего правового регулирования.

Выстраивание отношений государства с не традиционными для России конфессиями, деноминациями, с новыми религиозными движениями (НРД) представляет собой особое и в современных условиях очень актуальное направление его политики в сфере свободы совести и вероисповедания. С одной стороны, их распространение в России в последнее десятилетие является закономерным следствием процесса демократизации общественного строя, роста открытости страны внешнему миру, усиления культурного обмена и взаимодействия с зарубежными государствами, в конечном счете, результатом реализации определенными группами населения своего права на свободу совести и вероисповедания. С другой стороны, их появление привело не только к значительному усложнению структуры конфессионального пространства страны, но и – в ряде случаев и мест – к дестабилизации религиозной и общественно-психологической ситуации, обострению межконфессиональных отношений. Как представители традиционных религий, так и некоторые группы общественности усматривают в их распространении угрозу духовной и этнокультурной самобытности народов России, интересам национальной безопасности страны и требуют от государственных органов принятия энергичных охранительных мер. Под давлением епархиальных архиереев РПЦ, а отчасти и мусульманского духовенства, в ряде субъектов Российской Федерации были приняты законы и иные нормативные акты о запрете или ограничении на их территории миссионерской деятельности представителей иностранных религиозных организаций.

В этой ситуации государству в своей вероисповедной политике предстоит осуществить диалектическое сопряжение реализации конституционных принципов свободы совести и равенства всех религий перед законом с обеспечением интересов национальной безопасности в духовной сфере, приоритетным вниманием к сохранению, возрождению и развитию исторического культурного наследия народов России, их традиционных духовных ценностей, в том числе религиозных. Вероисповедная политика российского государства в отношении нетрадиционных религий и новых религиозных движений должна исходить, с одной стороны, из последовательного применения к ним общих конституционных принципов свободы совести и равенства всех религий перед законом, а с другой – из конкретного подхода к каждому из них, основывающегося на тщательном изучении и квалифицированной религиоведческой экспертной оценке вероучения, культовой практики и канонического устройства, их соответствия требованиям закона, учете международного опыта определения их юридического статуса. Важной задачей религиоведческой и правовой экспертизы в данном случае является четкое определение квази- и псевдорелигиозных образований, преследующих под видом проповеди религии иные (коммерческие, политические, разведывательные, информационно-диверсионные, криминальные и т.п.) цели.

Мы приводим столь обширную цитату потому, что это одно из редких мест в тексте Концепции, содержание которого действительно актуально и в целом верно отражает сложившуюся ситуацию (хотя в таком объеме и подробностях этот материал в Концепции так же не нужен). Хотя бы в последнем абзаце этой цитаты авторы Проекта должны были бы представить свои конкретные предложения по реализации государственной политики, направленной на разрешение сложившихся противоречий и проблем. Однако вместо конкретных предложений опять расплывчатое и ни к чему не обязывающее “предстоит осуществить диалектическое сопряжение реализации конституционных принципов свободы совести и равенства всех религий перед законом с обеспечением интересов национальной безопасности в духовной сфере…”.

Хорошо говорится о “приоритетном внимании к сохранению, возрождению и развитию исторического культурного наследия народов России, их традиционных духовных ценностей, в том числе религиозных” – но что для этого предлагается? Ничего, по существу.

То, что правовые механизмы для защиты общества от деструктивных религиозных сект все еще не созданы, подтверждает факт прохождения официальной регистрации организациями С.Муна или “Свидетелями Иеговы”. В отношении последних имеются исчерпывающие религиоведческие экспертные оценки, в том числе подготовленные экспертными группами для органов прокуратуры и суда, которые, тем не менее, не принимаются во внимание. Продолжают свободно действовать в нашей стране организации Сайентологической церкви, запрещенной во многих демократических странах.

Вместо конкретных предложений по этому вопросу, постоянно обостряющему социальную напряженность, авторы Проекта опять обращают свою критику в отношении традиционных конфессий - Русской православной церкви и мусульманских объединений.

“Церковные иерархи и руководящие органы конфессий, прежде всего Русской православной церкви и мусульманских объединений, провозглашая свое дистанцирование от политики, на деле оказываются вовлеченными в игру политических сил, своими позициями и заявлениями определенным образом воздействуя на происходящие в стране общественно-политические процессы. Наблюдаются попытки некоторых церковных кругов, используя сложившуюся политическую конъюнктуру, с помощью демонстрации своей поддержки властных структур обеспечить достижение своих корпоративных интересов”.

Что значит “своих корпоративных интересов”? А если эти интересы разделяет треть или половина общества – это те же корпоративные интересы, что и у горстки сектантов или воинствующих атеистов? Имеет ли право большинство в обществе строить свою жизнь так, как оно считает нужным? Или только избирать органы государственной власти могут 25% населения, 12,5% населения или вообще – десяток явившихся на участок избирателей. Православные или мусульмане, чтобы построить очередную церковь или мечеть, должны терпеливо ожидать, пока все до единого человека в нашей стране станут православными или мусульманами? Чтобы не вступить в противоречие ни с чьими “корпоративными интересами”.

Никто и не может абсолютно отделить религию от общества и от политики в этом обществе. “Корпоративные интересы” даже 40-60% населения объективно должны выражаться в государственной политике, ее основных направлениях. Если это, конечно, демократическое, а не тоталитарное, тираническое в отношении народа, государство.

“Соединение политических амбиций части представителей иерархии, духовенства и некоторых околоцерковных кругов с подобным стимулированием вовлечения религиозных организаций в политическую борьбу в последние годы привело к появлению в религиозной среде клерикальных тенденций. Они находят выражение в стремлении некоторых религиозных организаций распространить свое влияние на сферу политических отношений, на сферу культуры и образования, в требованиях пересмотра и прямом игнорировании положений Конституции и других законов Российской Федерации об отделении религиозных объединений от государства”.

Вместо того, чтобы проанализировать существующие правовые нормы на предмет их соответствия требованиям действительности, авторы Проекта упрямо цепляются за вчерашний день. Как можно, будучи учеными, приводить цифры двукратного роста религиозности населения за последние 5-7 лет и при этом не понимать, что один этот факт делает морально устаревшими многие положения Конституции и других законов Российской Федерации в части отношений религиозных объединений и государства.

Концепция в этом отношении как раз должна дать научный прогноз с учетом вероятных изменений в обществе и на перспективу и предложить, какие правовые нормы надо будет корректировать в ближайшем будущем, какие – в отдаленном. А какие нормы надо было корректировать уже вчера, чтобы сотрудничество государства с религиозными организациями развивалось эффективнее. На пользу всему обществу, всем нам, а не пресловутым “корпоративным интересам”.

“Национально-религиозный сепаратизм остро ставит проблему допущения вариативности (при общности основных принципов) законодательства национальных республик по отношению к законодательству Российской Федерации. Игнорирование местным законодательством национально-культурных особенностей образа жизни народов чревато осложнением ситуации не только в регионах, но и в стране в целом. Оно порождает в сознании людей нравственно-правовую раздвоенность, побуждает к фактическому неисполнению государственных законов”.

Непонятно отношение авторов Проекта к этой проблеме – они призывают еще более углублять раскол единого правового пространства в Российской Федерации? Говоря об “игнорировании местным законодательством национально-культурных особенностей образа жизни народов” – что имеется в виду? Игнорирование местным законодательством национально-культурных особенностей и образа жизни татар в Татарстане, чеченцев в Чеченской республике, ингушей в Ингушской республике и т.д. или игнорирование местным законодательством практически всех так называемых “национальных республик” национально-культурных особенностей и образа жизни граждан, принадлежащих к государствообразующему русскому народу и другим, “не титульным” (для этих республик) национальностям? Когда граждан России судили и убивали на российской земле (в Чечне) по законам шариата – это тоже результат “недостаточного учета национально-культурных особенностей” или, может быть, результат слишком сильного “учета”? Концепция должна четко отвечать на эти вопросы, предложить правовые механизмы недопущения подобных преступлений. Определить, какие новые правовые нормы необходимо сейчас вводить, а какие исключать. Как из общефедерального законодательства, так и регионального – особенно “национальных республик”, там таких норм еще остается предостаточно. С тем, чтобы гражданские права и свободы россиян были реально обеспечены, соблюдались на всей территории России вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности гражданина.

5). “ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ”.

“Конституционный принцип светского характера государства… Данный принцип не означает вытеснения религии из всех областей жизни общества…”.

Знаменательная оговорка авторов Проекта. А не из всех сфер общественной жизни, из части сфер общественной жизни – можно вытеснять? Например, из сферы образования, науки, сферы разработки государственной политики в отношении к религии и религиозным объединениям? Оставить религиям только “социальное обслуживание”. Опять проступает атеистическая риторика.

“При "равноудаленности" государства от религиозных объединений, посредством которой обеспечивается равенство минимально необходимых для осуществления ими своей деятельности прав, предполагается различная степень сотрудничества государства с различными конфессиями. Это обусловлено историческими предпосылками, социальной позицией той или иной конфессии, количеством последователей и т.д. Подобный принцип характерен для большинства европейских государств, где существуют многоуровневые системы, предусматривающие различный юридический статус религиозных организаций и в соответствии с этим различную степень их вовлеченности в общественную жизнь и в сотрудничество с государством. Правовое оформление такого сотрудничества выражается в придании отдельным конфессиям статуса государственной церкви или в заключении соглашений (конкордатов) между государством и религиозными организациями”.

Наконец-то разработчики Проекта вспомнили о международной практике. Озвучен важный принцип “различной степени сотрудничества государства с различными конфессиями”. Даже сделана попытка перечислить критерии: “Это обусловлено историческими предпосылками, социальной позицией той или иной конфессии, количеством последователей и т.д.”. Но это делается походя, с “и т.д.”. Хотя именно в этой области авторы Проекта должны были, используя свои знания иностранной практики, предложить точный набор критериев и дать методику их оценки в нашей конкретной ситуации. Это позволило бы и нам приступить к формированию своей “многоуровневой системы, предусматривающие различный юридический статус религиозных организаций и в соответствии с этим различную степень их вовлеченности в общественную жизнь и в сотрудничество с государством”. Но ничего подобного, увы, не делается. Зачем тогда эта Концепция и к чему знания ученых кафедры религиоведения?

“Реально складывающаяся система взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Российской Федерации постепенно приобретает характер сотрудничества (партнерства) на основе четкого разделения их функций. Понятие "разделение религиозных объединений и государства" более адекватно отражает сущность этой системы, чем устоявшееся понятие "отделение религиозных объединений от государства". Она представляет собой гибкую систему, позволяющую религиозным объединениям принимать участие в различных сферах жизни общества, где их интересы и интересы государства пересекаются. Подобное сотрудничество предполагает совместную деятельность в таких областях, как миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, дела милосердия и благотворительности, совместная реализация социальных программ, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, деятельность по сохранению окружающей природной среды, совместная поддержка института семьи, материнства и детства, обеспечение свободы совести и удовлетворение религиозных потребностей военнослужащих, лиц, находящихся в местах лишения свободы, в медицинских учреждениях и т.д.

Еще один пример того, что текст Проекта, вероятно, готовился разными людьми и затем в спешке (плановые работы почти всегда сдаются в спешке) “склеивался” из этих “кусков”. В этой цитате обосновывается использование более точного понятия “разделение религиозных объединений и государства” вместо “отделения религиозных объединений и государства”. Но почему же об этих уточнениях (как и о понятии государственно-церковные отношения) не сказать сразу, в понятийном разделе. И потом, в тексте проекта Концепции использовать уже только эти, более правильные и обоснованные понятия?

“Следует принимать во внимание, что любая модель государственной вероисповедной политики, будь то светское государство или же конфессиональное государство, оказывающее избирательную поддержку отдельным конфессиям, не свободна от издержек, от объективно неизбежных недостатков”.

Банальность, но эта модель должна в максимальной степени соответствовать параметрам религиозной ситуации в конкретном обществе.

Кроме того, опять терминологическая путаница. Государство, оказывающее избирательную поддержку отдельным конфессиям, не является никаким конфессиональным. Синоним конфессионального государства – теократия. Любое другое государство, даже с государственной религией, как Норвегия или Израиль сегодня или Российская империя в прошлом, не перестает быть светским. В случае наличия государственной религии можно говорить только о конфессионально ориентированном государстве. Но это такое же светское государство, в котором так же проводится принцип разделения религиозных объединений и органов государственной власти. Это “конфессиональное государство” у авторов Проекта - опять пережитки атеистического сознания, мешающие им усвоить, наконец, простую истину о том, что светское государство в реальности существует в различных моделях – от атеистического государства, в котором они привыкли жить и трудиться, до государств с покровительствуемыми религиями и государств с государственной религией. Последним (Норвегии, Израилю и ряду иных) факт наличия государственной религии не мешает оставаться светскими, поскольку даже в этом случае реализуется этот самый принцип разделения религиозных объединений и органов государственной власти, о котором толкуют авторы Проекта.

Таким образом то, что ,наконец, признано не только существование традиционных религий, необходимость дифференцированного подхода государства к взаимодействию с различными религиозными организациями, говорится не об отделении, а разделении государства и религиозных организаций, - безусловно, хорошо. Теперь бы еще понять, что светское государство не сводится к атеистическому и даже “равноудаленному” от всех религий. Может быть, для этого кафедре религиоведения попросить у руководства Академии для ее сотрудников, авторов Проекта, десяток командировок в страны Западной Европы? Для пользы дела можно было бы пойти и на такие расходы.

“Избираемая Российской Федерацией светская модель также не идеальна и её реализация в различных сферах государственно-конфессиональных отношений сопровождается не только позитивными, но и негативными эффектами. Тем не менее, по соотношению положительных и отрицательных результатов и последствий она является оптимальной, предпочтительной в сравнении с другими теоретически возможными моделями государственной вероисповедной политики в поликонфессиональном и полиэтническом государстве, ставящем своей задачей соблюдение норм международного права, защиту основных прав и свобод человека и гражданина”.

Ну вот опять, кем она была избрана, эта светская модель? Хорошо, хоть появилось словосочетание “светская модель”. Она складывается постепенно. И почему она, современная модель “равноудаленности” оптимальна? Десять лет назад она была оптимальной и спустя десять лет тоже? С 20% верующих оптимальна и с 60% - тоже? И почему это другие модели лишь теоретически возможны – они возможны и практически.

Если, например, завтра будет объявлено, что православное христианство, ислам и буддизм признаны привилегированными традиционными религиями народов России, а все остальные – просто уважаемыми (кроме изуверных) – в обществе наступит смута? Вряд ли, скорее, наоборот, это будет воспринято положительно. Достаточно провести элементарный социологический опрос.

Концепция должна дать научный прогноз и в этом отношении. Не надо быть особо образованным ученым, чтобы видеть, что социальная ситуация в России постепенно подвигает нас к “среднеевропейской” модели государственно-религиозных отношений, которая предполагает особые отношения государства с рядом культурообразующих конфессий народов России при особой роли Русской православной церкви, объединяющей абсолютное большинство религиозного населения в Российской Федерации.

В связи с этим, дежурные указания о “поликонфессиональном и полиэтническом государстве” в России беспредметны и ненаучны. Степень поликонфессиональности и полиэтничности современной Российской Федерации примерно равна поликонфессиональности и полиэтничности государства Израиль с фактически государственной религией (примерно 15-18% иноконфессионального и иноэтнического населения, без оккупированных территорий). С другой стороны, моноконфессиональность и моноэтничность населения Российской Федерации существенно выше, чем в большинстве европейских государств. Учитывая все это, более обоснованно можно говорить о том, что реальная моноконфессиональность и моноэтничность населения Российской Федерации настоятельно требует реализации соответствующей модели светского государства и государственно-религиозных отношений.

Примеры неграмотных выражений в этом разделе:

“…светского варианта государственно-конфессиональных отношений”.

Государственно-религиозные отношения только и могут быть в светском государстве. При теократии или в условиях атеистического государства это понятие просто вырождается и не несет в себе никакого содержания. “Светское” как синоним “равноудаленного от всех религий” - опять идеологический “вывих” авторов Проекта.

“…снижение роли побочных негативных эффектов”.

Правильнее говорить о воздействия, влияния эффектов, а не о их роли.

“Государственно-конфессиональные отношения складываются (в общем виде и во всех частных областях) как результат социального компромисса между субъектами этих отношений, частями общества, обладающими различными, подчас альтернативными религиозно-мировоззренческими убеждениями и соответствующей им социальной практикой. Государство призвано выполнять роль посредника и гаранта при достижении такого компромисса”.

Правильное утверждение. Но Проект настоящей Концепции, к сожалению, своей роли теоретического обеспечения для того, чтобы государство сумело выполнить эту роль - не выполняет и в таком виде не может быть принят в качестве основы планирования и проведения государственной политики в области этих отношений. Общество изменилось и продолжает меняться, но авторы Проекта необходимости нового “компромисса” не видят и рассчитывать его параметры отказываются.

“Сотрудничество государства с некоторыми конфессиями, прежде всего с Русской православной церковью, в ряде конкретных областей могло бы быть более развитым и плодотворным, но это повело бы к нарушению конституционных принципов, ущемлению прав религиозных меньшинств… Необходимо поддержание баланса интересов личности, общества и государства”.

Это очень характерное и откровение заявление авторов Проекта.

Как решение актуальных социальных задач может вести к ущемлению действительных (не надуманных и не искусственно возбуждаемых Государственным департаментом США) прав религиозных меньшинств в нашей стране? Если лидер какой-нибудь малочисленной секты по каким-то своим соображениям “обидится на сотрудничество Российского государства и Церкви в какой-либо области - на это надо обращать внимание? Пренебрегая при этом возможностью плодотворно сотрудничать в ряде областей, удовлетворяя потребности миллионов граждан. Получается, и авторы Проекта это здесь признают, что ради угрозы нарушения какого-то абстрактного принципа, общество не получает реальных плодов и результатов. И это в современной, кризисной практически во всех отношениях, ситуации.

Концепция для того и пишется, чтобы изменить такое ненормальное положение, убрать те устаревшие законодательные нормы, которые мешают обществу плодотворно развиваться. А здесь разработчики Проекта опять демонстрируют косность и непонимание того, что и зачем они делают. Фактически – предлагают органам государственной власти сидеть сложа руки и наблюдать как многие острые проблемы не решаются или решаются не так плодотворно, как можно было бы.

И о каком балансе идет речь? Скорее, не об интересах российского общества и государства, как их представляют себе большинство россиян. А об интересах каких-то “личностей”. Вероятно, о привилегированном положении атеизма как идеологии и религиоведения на философской основе в области гуманитарных знаний, о привилегированном положении атеистов в государственных научных гуманитарных учреждениях, препятствующих решению его самых насущных и болезненных проблем.

В разделе “Общие гражданско-правовые отношения” большая часть текста – пересказ действующего законодательства.

“С целью соблюдения международных норм в области защиты права на свободу совести и одновременного сохранения для государства возможности регулировать предоставление религиозным объединениям льгот в зависимости от уровня их социальной адаптированности предлагается следующая концепция совершенствования законодательства. Любое религиозное объединение – как группа, так и организация – обладает необходимыми правами исповедания религии. Предоставление религиозному объединению, в порядке, предусмотренном законом, статуса юридического лица, позволяющего наиболее полно реализовать права исповедовать религию, должно быть доступным. Вместе с тем, признание за конфессией статуса, аналогичного принятому в ряде стран статусу “традиционной”, предоставление ей льгот и государственной поддержки отдельных видов её социально значимой деятельности должно быть регламентировано дополнительными законодательными нормами, определяющими ценз по времени существования, числу последователей и др. Такой подход, с одной стороны, лишит экономического смысла стремление светских организаций регистрироваться под видом религиозных ради получения материальных выгод, с другой стороны, фактически существующая избирательность поддержки религиозных объединений будет формализована и введена в законные рамки”.

Опять разработчики Проекта ходят вокруг да около. Конечно, можно и нужно разработать такие критерии, об этом уже говорилось выше. Но и сейчас очевидно, что это могут быть за конфессии – на общероссийском уровне или на региональном.

Отчего не предложить определенно ввести такой статус. На общероссийском уровне это может быть только Русская православная церковь как правопреемница Православной церкви, действовавшей в России до 1917 года. На региональном, кроме Русской православной церкви, - традиционные конфессии народов России – те или иные, в зависимости от конкретного региона. Это вполне могут решить региональные Законодательные собрания. Самостоятельно или путем проведения референдума в регионе.

“Государство и общество заинтересованы в том, чтобы деятельность религиозных организаций осуществлялась на основе самофинансирования”.

Пустое и бессмысленное заявление, не соответствующее действительности. Вряд ли существенная часть общества (не говоря уже об обществе и государстве в целом) заинтересована именно в этом. А, например, не в том, чтобы некоторые конфессии получали финансовую поддержку из государственного бюджета, а другие, например, платили налоги за распространение своей миссионерской литературы. Авторы Проекта проводили научные исследования в этом отношении? Привычка походя бросаться словами “общество” и “государство” также оттуда – из времен атеистического прошлого, времен “единства советского общества” и “железобетонного государства”.

“Религиозные организации, имеющие в безвозмездном пользовании принадлежащее государству имущество религиозного назначения, производят его ремонт и реставрацию, поддерживают в надлежащем состоянии”.

Надо бы сказать о передаче этого имущества в собственность. Большей частью это имущество, конфискованное у этих же религиозных организаций при атеистическом режиме.

“Принцип государственной поддержки и содействия религиозным организациям не продиктован прагматическим ожиданием экономической отдачи от такого расходования общественного богатства. Он отражает глубинную историческую традицию”.

Дело здесь не только и не столько в традиции, как утверждают авторы Проекта. Это ненаучный подход, пустая риторика. Все то элементарно просчитывается, хотя бы оценочно. Как просчитывается сколько “отдачи” дают рубль, вложенный в культуру, досуг молодежи, спорт или в науку. Зная относительные цифры преступности, наркомании, заболеваний СПИДом и т.д. в религиозной (разных конфессий) и нерелигиозной среде и цифры бюджетных затрат на борьбу с наркоманией, преступностью, СПИДом и т.д. в расчете на одного человека, можно достаточно точно оценить, сколько денег экономится для бюджета если, например, действительная религиозность населения изменяется на 1% в ту или иную сторону.

“Передача религиозным организациям культового имущества и иные формы поддержки в настоящее время трактуются частью общества, в том числе религиозными деятелями, как акт покаяния и компенсации за государственные преследования в прошлом. Однако, следует учитывать, что такая передача происходит за счет всех граждан России, большая часть из которых не причастна к репрессивной политике прошлого, а фактическими благополучателями являются нынешние участники религиозных организаций, большинство из которых не могут быть признаны лично пострадавшими. В то же время общество и государство должны с уважением и пониманием относиться к нуждам людей, добровольно избравших путь религиозного служения, трудов по сохранению, восстановлению и приумножению духовного и материального культурного наследия религиозных конфессий. Восстановление разрушенного наследия, представляющего ценность для всего общества, должно производиться обществом и государством в качестве добровольного и сознательного шага. Неприемлемыми представляются лишь попытки нынешних участников и руководителей религиозных организаций требовать от современного общества компенсации за не ими пережитые лишения”.

Витиеватое рассуждение, приводящее к двусмысленному выводу. В таком случае, аналогично, например, люди, потерявшие близких в результате незаконных репрессий со стороны государства, не могут требовать компенсации от государства. Тогда, по логике разработчиков Проекта, и реабилитировать репрессированных не надо было. Ведь платят получающим сегодня льготы нынешние граждане, тоже не совершавшие против них самих и их родственников никаких преступлений.

“Передача религиозным организациям имущества религиозного назначения — одна из важнейших форм их поддержки государством”.

А в чем тут поддержка – вернуть незаконно отобранное, да еще без всякой компенсации за пользование этим имуществом на протяжении десятилетий? Храмы возвращаются, как правило, в плачевом состоянии, а то и полностью разрушенными. Реально это не поддержка, а наоборот, “навешивание” на религиозные организации дополнительных трат и расходов. Об этом пишут сами авторы Проекта ниже, в другом месте. А здесь у них – “поддержка” – где же логика?

“Некоторые религиозные лидеры настаивают на придании реституционной природы процессу возвращения религиозным организациям некогда принадлежавшей им собственности. Но возвращение национализированной Советской властью собственности только религиозным организациям вошло бы в принципиальное противоречие с конституционным принципом равноправия граждан и их объединений независимо от отношения к религии. Тогда религиозные организации получили бы преимущества перед всеми иными лицами, имущество которых было также национализировано Советской властью. Всеобщая же реституция национализированного имущества в России является заведомо неосуществимой, а любая избирательность чревата несправедливостями, порождающими конфликты и социальную напряженность”.

Опять противоречие с “принципом”. Как-то так получается, что у авторов данного Проекта все их “принципы” постоянно вступают в противоречие с действительностью, справедливостью, совестью и просто здравым смыслом. В том то и дело, что законодательство надо совершенствовать. Для этого и разрабатываются подобные Концепции.

Тезис о том, что “всеобщая же реституция национализированного имущества в России является заведомо неосуществимой, а любая избирательность чревата несправедливостями, порождающими конфликты и социальную напряженность” не выдерживает критики. В какой-то части реституция неосуществима, и с этим никто не спорит, а в какой-то вполне осуществима. Об этом надо думать, считать, оценивать. Что возможно сделать сегодня, а что можно будет сделать завтра. Все цивилизованные страны шли и идут по этому пути. Но разработчики данного Проекта закрывают для нашего общества самую такую возможность. Это еще одно проявление “свободы совести” или “свободы от совести”. Почему они считают, что российское общество должно вечно жить с пятном на своей истории и не может сделать все возможное, чтобы это пятно смыть?

Здесь опять проявляется позиция бюрократии, которая отказывается от восстановления справедливости вообще и от безоговорочного возвращения (в принципе, при поэтапном возвращении и помощи в восстановлении) церковного имущества, в частности. Тезис о том, что реституция национализированного имущества невозможна, ничем не доказан. Очевидно лишь, что такая реституция невозможна как разовая акция. Зато безусловно возможен процесс реституции и компенсации.

“Возвращение верующим имущества культового назначения, как правило, сопряжено с необходимостью нести дополнительные расходы на его ремонт и содержание. В связи с этим не лишено оснований пожелание религиозных организаций о возврате, хотя бы частичном, ранее принадлежавшего им имущества некультового назначения для ведения приносящей доходы хозяйственной деятельности. Такой процесс не может носить всеобщего реституционного характера”.

Вот, о возвращении “имущества культового назначения” говорится уже как о чем-то само собой разумеющимся. Но это уже часть реституционного процесса. Зачем же были эти “глубокомысленные” рассуждения выше о “нынешних участниках” и не ими пережитые лишения”? Для того, чтобы занять место, выполнить “норму” по объему плановой научной продукции?

И еще раз - о полной и абсолютной всеобщности реституции в отношении религиозных организаций никто и не говорит. Этого не может быть просто по природе, поскольку огромное количество имущества просто уничтожено, вывезено и продано коммунистами-атеистами за рубеж. Но о признании Российским государством реституции как законного процесса говорить нужно и можно. Это очень важно для оздоровления духовно-нравственной атмосферы в нашем обществе, для исторического самочувствия современного и будущих поколений россиян. Кроме “Иванов, не помнящих родства” и людей со “свободой совести”.

В подразделе 5.2. “Благотворительная деятельность и социальное обслуживание” выделяются особенности благотворительной деятельности религиозных организаций, делающие такую деятельность особо ценной для общества. Характерно также признание авторами Проекта факта “нарастающих деструктивных тенденций в масштабах российского общества в целом”. Казалось бы, один этот факт должен ориентировать на поиск всех возможных путей преодоления этих деструктивных тенденций, не оглядываясь на абстрактные принципы и устаревшие правовые нормы.

“Среди основных проблем в данной сфере деятельности требуют разрешения нижеследующие:

Благотворительная деятельность и социальное обслуживание не должны быть привязаны к распространению вероучений или религиозных убеждений таким образом, чтобы финансовые или иные материальные стимулы использовались с целью побудить людей придерживаться определенных религиозных убеждений или изменить их, злоупотребляя нуждами неимущих и незащищенных членов общества”.

Опять атеистический выпад, к тому же логически абсурдный. Теоретически, например, можно требовать запрещения использования христианской символики в православном приюте. Но если подумать и вспомнить, что именно православная вера является стимулом для людей оказывать благотворительность, тратить свое время и силы на других, неимущих и незащищенных, то стремление заставить религиозного человека выходить на “социальное обслуживание”, скрывая свою веру, покажется вообще издевательским и кощунственным.

Никто не мешает атеистическим организациям заниматься не нападками на религию и Церковь в средствах массовой информации, а вести такую же деятельность, социально обслуживать убогих. Кроме того, если объективная статистика свидетельствуют, что среди церковных людей относительно меньше алкоголиков, венерических больных, наркоманов, больных СПИДом или разрушенных и неполных семей – это, наверно, как-то связано с их религиозностью. И, таким образом, в данном случае, принадлежность к конкретному вероисповеданию выступает именно фактором социальной реабилитации. И если общество не может предложить больному или опустившемуся человеку иной помощи и утешения и он приходит для этого в Церковь – о чем теперь говорить? Социальная реабилитация в религиозных объединениях (как в мотивации работающих там, так и в мотивации приходящих туда) строится не только на том, что человеку дают “хлеб”, но и на “слове”, которое помогает человеку избавиться от пороков, а обществу – ослабить пресс социальных проблем.

“3. Взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации
и религиозных организаций


ОКОНЧАНИЕ

Hosted by uCoz