Александр Подрабинек
История АУМ с правозащитной точки зрения
: пробный шар
Ловкачи отличаются от простых смертных тем, что любое жизненное обстоятельство умело используют себе во благо. При этом с ханжеством Тартюфа и пылом Павки Корчагина они вовлекают в свою компанию людей вполне честных, но, скажем так, не слишком компетентных в данном вопросе. Печально однако то, что после очередного крушения ловкачи, как правило, выходят из воды не только совершенно сухими, но и солидно разбогатевшими, а верные их последователи остаются одураченными у разбитого корыта и хорошо, если не за тюремной решеткой или крепкими запорами психиатрической больницы.
Ситуация, сложившаяся вокруг “АУМ Синрикё”, демонстрирует, как мне кажется, справедливость этого утверждения.
Импортный ловкач, осознавший уникальную возможность прибрать в свою организацию растерянных от раскрепощения и крушения всех идолов российских молодых людей с их, пусть и скудными, но все же не совершенно пустыми кошельками, развил в России необыкновенно бурную деятельность. Надо полагать, он неплохой коммерсант, если так удачно вкладывал силы и средства в рекламу на телевидении и радио, в массовые шоу в олимпийском комплексе и в секретаря Совета безопасности. Дела его пошли столь успешно, что забеспокоились другие ловкачи – наши, отечественные. Московская Патриархия, надо полагать, также понимает толк в коммерции, если почувствовала, что ее потенциальные прихожане уплывают в необъятные объятия японского гуру. Какая борьба идет между ловкачами, можно пока только предполагать.
Признавая за каждым российским гражданином право на свободу совести, на свободный религиозный выбор, этой темы не стоило бы касаться вообще. Кому какое дело до чужих религиозных предпочтений, переживаний и пожертвований. Каждый волен самостоятельно выбирать, какому богу молиться и молиться ли вообще. Самое большое, на что можно претендовать, касаясь религиозного выбора – это миссионерская деятельность.
Однако наши отечественные ловкачи миссионерской дуэли почему-то испугались. Вопреки завету Учителя они привели кесаря. Начались суды, иски, кампания в прессе. С “Учением Истины АУМ” по существу не спорили – последователей этого учения обвиняли в немыслимых грехах. Аргументы – на уровне кухонного базара. Один из самых сильных доводов: “они – зомби”! Возмущенные родители жалуются, что их дети уходят к Асахаре. Совершеннолетние, заметим, дети. Они уносят свои сбережения. Они выбирают себе новых друзей и новую жизнь! Сами, заметим, выбирают. Нелепость, бездоказательность и просто глупость всех этих обвинений столь очевидна, что правоохранительные органы долго не предпринимали по всем многочисленным заявлениям никаких действий.
Но тут случилось происшествие в токийском метро: несколько человек погибло и сотни отравлены в результате распыления отравляющего газа зарин. Следы террористической акции привели японскую полицию в АУМ. И хотя официальные обвинения никому еще не предъявлены, общественное мнение убеждено – виновата организация Асахары. Вполне вероятно, что так оно и есть. За отсутствием достаточной информации не берусь судить. Однако могут ли предположения японской полиция служить достаточным основанием для запрещения этой религиозной организации здесь, в России? Фактически так и получилось. На волне справедливого общественного возмущения действия террористов ревнители религиозной монополии предприняли отчаянные усилия и добились своего.
На днях Останкинский межмуниципальный суд Москвы вынес решение о приостановке “АУМ Синрикё”. Основания все те же: вредное влияние на психику и социальную адаптацию, причинение вреда здоровью и семейному укладу жизни. Опять, как в недавние социалистические времена, суд считает себя вправе определять, что такое правильная и нравственная жизнь. Членам АУМ не предъявлено никаких уголовных обвинений – никто из них ничего не украл, не применил насилия, никого не оскорбил. Да и уголовное дело против кого-то из религиозного объединения не может быть основанием для прикрытия и запрещения организации. В чем и перед кем виноваты молодые люди, нашедшие для себя истину в стенах этой японской религиозной секты?
Тоска берет при мысли, что семьдесят жестоких коммунистических лет так и не научили ни общество, ни власть с уважением относиться к чужому выбору, если он не посягает на свободу и достоинство других людей. Но яростно запрещают безвредные секты и заботливо взращивают в кремлевских оранжереях российских фашистов, либерал-демократов и прочую агрессивную нечисть, открыто посягающую на наши права и свободы. Этих они не боятся. Эти для них – свои, социально близкие, партийно родственные. Тем более, если они носят крест под камуфляжной формой и ходят на Пасху в церковь.
Все остальным – религиозная нетерпимость и судебные запреты. АУМ – пробный шар.
“Экспресс-хроника” № 13 (399) 21 апреля 1995 г