Державин
А. «Русский ислам» рвется к власти под
видом «борьбы с религиозным экстремизмом», http://www.otechestvo.org, 2 декабря 2002 г.
Сергей
Кириенко дал интервью интернет - изданию суздальских раскольников “Кредо. Ру”,
в котором шла речь о межконфессиональных отношениях в Татарстане. Интервью,
выхолащивающее суть проблемы. Полпред, позиционирующий себя в качестве наиболее
компетентного в религиозно-государственных отношениях, выхолащивает проблему
сегрегации Православия в Татарстане, пытается убедить читателя в том, что в
Татарстане имеет место “бережное отношение к межконфессиональным связям”, что
разгром Православия в Набережных Челнах - это некий частный случай, что в
Татарстане имеет место только этническая проблема. Кириенко умалчивает о том,
что Татарский Общественный Центр развернул кампанию солидарности с
международными террористами отнюдь не только в Набережных Челнах, но по всей
республике и даже в Удмуртии. В Татарстане проводится явная политика “двойных
стандартов” по отношению к Православию. За госсчет финансируется Исламский
Университет, построено более тысячи мечетей и как утверждают специалисты- есть
еще около 1000 мусульманских общин отнюдь не самого умеренного толка. Совсем
другое отношение к Православию, к которому принадлежит половина населения
Татарстана. На недавнем заседании Закамского благочиния Казанской епархии
Русской Православной Церкви было решено приостановить строительство храмов в
городах Джалиле, Альметьевске, Урусу, Актюбе по причине прекращения финансовой
поддержки со стороны благотворителей и городских администраций .
Это
ясная иллюстрация подлинного положения вещей. Также администрация ПФО не
оказывает серьезной поддержки православным кряшенам. На фильм “Русские в
исламе” финансы есть, а на храмы и кряшенов - нет. Если бы имели место только
этнические проблемы, то националистическая печать не называла бы принимающих
Православие татар предателями.
Позиция
Кириенко серьезным образом отличается от позиции Святейшего Патриарха Алексия,
который в письме Шаймиеву прямо сказал, что межрелигиозные и межнациональные
отношения далеки от гармонии.
Мы имеем основания утверждать, что сказанное Кириенко - не случайность.
Неоднократно указывалось, что эксперты Приволжского федерального округа
осуществляют проект “Русский ислам”, цель которого-обращение русских в ислам
радикального толка. При поддержке руководства ПФО сотрудник окружной
администрации О. Клоченок снял фильм “Русские в исламе” о том, как несколько
русских жителей Петрозаводска приняли ваххабизм ( Олег Клоченок парадоксальным
образом выступает сразу в двух качествах: как руководитель фонда “Ислам
России”, и одновременно – некоего фонда Св. Феофана Затворника, созданного при
поддержке администрации Нижегородской области и обеспечивающего оргтехникой
православные учебные заведения). Это - явно пропагандистский фильм. О том, что
это за община “русских мусульман”, можно убедиться, посетив их сайт “Коран.
Ру”. Власти Приволжского округа поддерживают “Совет муфтиев” России, советником
которого является автор антиправославных пасквилей Вячеслав Полосин.
При
этом эксперты ПФО не прочь позиционировать себя в качестве чуть ли не лучших
друзей Православия. Так, многие восприняли организованную при активном участии
ПФО конференции “Взаимодействие государства и религиозных организаций в сфере
образования” 13-14 октября 2002 года как шаг во взаимодействии Церкви и
госструктур в образовательной сфере. Однако, многих смутило выступление на
пленарном заседании муфтия Гайнутдина, полное плохо скрываемых выпадов в адрес
Русской Православной Церкви. Это смущение оказалось не случайным.
В
наши руки попал очень любопытный документ. Наши источники утверждают, что в
числе его авторов состоят советник Кириенко по конфессиональной политике Сергей
Градировский с группой своей единомышленников. Именно от них цитируемый ниже
документ стал “агиткой” “русского ислама”, предназначенной для политической
элиты.
Насколько
становится ясным, конференция 13-14 октября собиралась в том числе и для того,
чтобы по ее итогам написать документик, чтобы, как заявляют организаторы,
положить его на стол Президенту России. Документ называется
“Проект
Доклада рабочей группы президиума Государственного совета Российской Федерации
по вопросам противодействия проявлениям религиозного экстремизма в Российской
Федерации от 30 октября 2002 г.
“О
совершенствовании деятельности государственных и общественных институтов по
противодействию проявлениям религиозного экстремизма в Российской Федерации”
На
первый взгляд , там очень много правильных слов о необходимости борьбы с религиозным
экстремизмом, “за все хорошее против всего плохого”. Расчет ясен
-губернаторы-члены Госсовета прочитают и одобрят это “все хорошее против всего
плохого”. Только странно видеть в документе, посвященном религиозным проблемам,
отсутствие упоминания о структурообразующей роль Русской Православной Церкви.
Хороши эксперты!
Но
самое, потрясающе интересное, начинается при внимательном чтении документа
(курсивом выделены цитаты, жирным курсивом-то, на что необходимо обратить
внимание):
…Целесообразно самым внимательным
образом, с учетом мнений разных сторон, международного опыта проанализировать в
чем сегодня пробуксовывает механизм государственно-церковных отношений, и
принять необходимые управленческие решения в этой сфере.
Несмотря на предпринятые в
последнее время конкретные шаги, направленные на противодействие
распространению религиозного экстремизма, прежде всего в сфере
законодательства, в практической деятельности продолжает присутствовать
непоследовательность и разобщенность усилий органов государственной власти всех
уровней по созданию условий для достижения внутри- и межрелигиозного согласия,
а также неудовлетворительное взаимодействие с лидерами религиозных конфессий, в
том числе с мусульманским духовенством, что не позволяет эффективно противостоять
распространению религиозного экстремизма…
Комментарий:
Итак, предлагается принять ряд управленческих решений. Каких, будет видно ниже.
Самое интересное в этом абзаце выделено жирным шрифтом. Получается, что органы
государственной власти должны проявлять последовательность для достижения
условий внутри и межрелигиозного согласия. Такую рекомендацию можно трактовать
через чур широко, в том числе как призыв к вмешательству во
внутриконфессиональные дела. Пример - пожалуйста. Госкомрелигий Украины
“создает условия для преодоления внутри и межконфессиональных разногласий”!
Чего стоит только проект “Единой поместной церкви”, попытки заставить
объединиться с раскольниками. Председатель этой структуры называет Церковь
“биллиардным шаром”, который должен катиться в нужную ему лунку.
…Задачи государственных и
общественных институтов по противодействию проявлениям религиозного экстремизма
В области совершенствования
государственно-конфессиональных отношений:
Рассмотреть вопрос об
образовании федерального органа, ведающего проблемами национальных и
государственно-религиозных отношений. Рекомендовать руководителям субъектов
Российской Федерации образовать соответствующие структуры в органах
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Создать при полномочных представителях
Президента Российской Федерации в федеральных округах совещательные
(консультативные) органы по вопросам государственно-религиозных отношений с
непосредственным участием в их деятельности представителей общественных и
религиозных объединений.
Аппаратам полномочных
представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в ходе
проведения комплексных проверок, субъектов уделить внимание ходу реализации
Федерального закона “О противодействии экстремистской деятельности”. Определить
Главным федеральным инспекторам в субъектах Российской Федерации задачи по
контролю за реализацией Федерального закона “О противодействии экстремистской
деятельности”.
Постоянно осуществлять
анализ этнокультурной и религиозной обстановки в стране и федеральных округах
для органов государственной власти, принимающих решения по данным вопросам. В
этих целях:
создать рабочую группу сети
этноконфессионального мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, в состав
которой включить научных работников, экспертов Совета Безопасности Российской
Федерации.
Способствовать преодолению
раздробленности и узконациональной ориентированности мусульманского
духовенства, добиваться объединения усилий духовенства в борьбе с религиозным
экстремизмом. Содействовать созданию координационного совета, в состав которого
входили бы муфтии Российской Федерации.
Комментарий:
предлагается не просто создать орган по делам религий, но целую “вертикаль”
таких структур. Против этого резко выступает Русская Православная Церковь. Но,
может быть, она не права? Может, действительно стоит создать такой орган, такую
систему для противодействия экстремизму?
Вот
тут-то и начинается самое интересное. Апологеты создания “вертикали советов по
делам религий” сами призывают к взрывоопасным, радикальным шагам. Речь идет о
фразе “способствовать преодолению раздробленности и узконациональной
ориентированности мусульманского духовенства”
Что
это, как не прямой призыв к исламскому прозелитизму среди русских и других
православных народов. О том, что речь идет именно об этом, свидетельствуют
конткретные шаги С. Градировского со товарищи. Речь идет об упоминавшемся,
снятом ими фильме “Русские в исламе”, где пропагандируется самый натуральный
ваххабизм, пропагандируется для принятия православными. На презентации “Русских
в исламе” в здании Администрации ПФО присутствовал С.Кириенко, не сказавший не
одного критического слова в адрес этого “произведения”. Можно только
догадаться, какую бурю протеста среди православных вызовет государственная
пропаганда “русского ваххабизма”. Это, кстати, понимают здравомыслящие
мусульмане. Представитель Верховного Муфтия России Талгата Таджуддина Фарид
Салман прямо обвинил С. Градировского в разжигании межрелигиозной вражды, резко
выступил против проекта “Русский ислам”. Наше государство пришло к критической,
запредельной черте - документы “о борьбе с религиозным экстремизмом” для
Государственного Совета России, для ее Президента пишут поджигатели этого
экстремизма, пропагандисты ваххабизма. Именно они выступают за создание “Органа
по делам религий” и сети таких структур. Очевидно, что они рассчитывают
возглавить этот орган, сделать его инструментом реализации своих идей.
Заявление
Салмана не единственное обвинение в адрес С.Градировского.
Приведем
выдержку из статьи эксперта-исламоведа:
“…Однако
Сергей Гардировский, являющийся вместе с Максимом Шевченко активным участником
пресс-клуба «Восточная политика» заявил, что по его мнению российское
правительство не будет иметь ничего против помощи иностранных спонсоров. В
частности, было заявлено о недавнем транше в 17 млн. рублей, выделенным ДУМ РТ
саудовским Исламским банком развития” ( “Посох муфтия Татарстана. II съезд
мусульман Татарстана подвел итоги 1998-2001 годов”. Михаил Тульский Русский
Журнал 21 Февраля 2002 г.)
Интересное
заявление “от имени российского правительства”. Его можно трактовать
значительно шире, чем по отношению к “Исламскому банку развития”.
Идем
дальше
Разработать программу,
содействующую созданию позитивного имиджа мусульман и ислама в России.
Оказать содействие духовным
управлениям мусульман в формировании единой системы исламского образования в
России, поддержать инициативу мусульманских организаций по созданию Совета
ректоров исламских учебных заведений, а также Совета улемов России… Повысить
прикладное значение исследований, проводимых российскими исламоведами…
Проработать вопрос об учреждении российского исламского университета с
образованием при нем научно-методического центра по выработке единых
образовательных программ и учебников для высших и средних мусульманских учебных
заведений.
Комментарий:
Речь идет о разработке за государственный счет “позитивного имиджа” русских
ваххабитов, ибо традиционные мусульмане отвергают услуги Градировского. Что
касается “Российского исламского университета”, то такой давно действует в
Казани (содержится за госсчет). Градировский, Шевченко и проч. лоббируют
“Российский исламский университет” в Москве, также на полном государственном
пансионе. Этот университет не имеет никакого отношения к Таджуддину, зато самое
прямое-к “совету муфтиев России”, советником которого является скандальный
авторов антиправославных пасквилей Вячеслав Полосин. Эти деятели и должны, по
замыслу авторов доклада, возглавить “единую систему исламского образования в
России”.
Также
предлагается поддержать исламоведов. Ближайшим соратником С.Градировского
является исламовед Максим Шевченко:
“Недавно
советником Сергея Кириенко по религиозным вопросам был назначен бывший
ответственный редактор религиозного приложения к «Независимой газете» Максим
Шевченко. Каждый раз, когда в свет выходил очередной номер приложения к
«Независимой газете» «НГ-религии», на его редакционном обсуждении поднимался
гвалт и скандал. Заместители главного редактора «Независимой» обвиняли
ответственного редактора религиозного приложения Максима Шевченко в пропаганде
ваххабизма, воспевании чеченских боевиков а иногда и в пропаганде фашизма.
Заместитель главного редактора газеты Олег Давыдов, ответственный за
религиозное приложение, в узком кругу откровенно называл Шевченко фашистом и
негодяем, но, по его же словам, ничего поделать с ним не мог, так как боялся
физической расправы. Тем более, что в редакции у Шевченко работал некто Алексей
Лампси, председатель Имперской партии, активный участник многих неофашистских
митингов. После появления в «Независимой» Лампси, в редакции как бы невзначай
стала ходить по рукам фотография с одного из митингов неофашистов недалеко от
здания Администрации президента России, где «журналист» Лампси запечатлен
вскинувшим руку в фашистском приветствии.
В
основе идей Максима Шевченко, как рассказывают сотрудники газеты «Завтра»
Александра Проханова, куда Шевченко регулярно заходит, лежит «пещерный»
антисемитизм. Он считает, что «масоны и сионисты» победили в США и ислам,
который против Америки борется, нужно пропагандировать и внедрять где только
можно, чтобы раз и навсегда «решить еврейский вопрос».
После
начала антиталибской операции США в Афганистане Максим Шевченко рьяно выступал
на митингах в защиту талибов на Пушкинской площади в Москве. В своих статьях и
комментариях на эту тему Шевченко называет политику Владимира Путина по
сотрудничеству с США «позорной» и «продажной».
Не
так давно в рамках исламской программы Кириенко был организован и пресс-клуб
«Восточная политика». Его организаторы заявили, что в этом пресс-клубе у
российских журналистов и политиков появится возможность найти общий язык с
«исламским миром» и получить о нем адекватное представление. Мне удалось
побывать на одном из первых заседаний клуба. Выяснилось, что сама концепция
«исламского мира» как единого целого сразу вызвала резкое неприятие у
приглашенных на заседание журналистов из ведущих мусульманских стран. Они
заявили, что «исламского мира» как такового не существует. Другое дело, что
подобные представления свойственны именно фундаменталистам, одержимым
панисламистскими идеями. Смешно и грустно было наблюдать за полемикой Максима
Шевченко и египетского журналиста из крупнейшей газеты арабского мира «Аль
Ахрам» о роли радикальной организации «Братья-мусульмане». Шевченко с криками и
пеной у рта утверждал, что эта организация ни в чем дурном не замечена, тогда
как египтянин был убежден в обратном. Стоит напомнить, что именно организация
«Братья-мусульмане» известна как один из основных спонсоров бандформирований в
Чечне. В большинстве цивилизованных исламских стран подобные организации,
проповедующие панисламизм и применение религиозных норм в качестве гражданского
права, запрещены и преследуются. Но в «Независимой газете» Шевченко писал о ней
очень положительно, особенно после того, как в Судане встречался с ее
представителями. Кроме явной, не прикрытой ангажированности, Шевченко видимо
просто не хватает образования. Он учился в авиационно-технологическом
институте. (Компромат.Ru
Виктор
Филин
06.09.2002)
Итак,
эти люди “рулят” в Приволжском Федеральном Округе при полной поддержке его
руководства, пишут доклады Госсовету, намереваются создать и возглавить систему
“Советов по делам религий” в России и реализовать свою программу.
“Борцы
с религиозным экстремизмом” являются главными его проводниками, они рвутся к
власти и шаг за шагом добиваются своего.